воскресенье, 28 июня 2015 г.

Харпер Ли. Убить пересмешника

Продолжаю читать те книги, которые по разным причинам раньше прошли мимо... Все-таки я больше всего предпочитаю классику - проверенную временем и поколениями читателей литературу. Я не из тех, кто идет в авангарде :)
Приступая к чтению "Убить пересмешника", я даже не могла предположить, о чем именно роман. Знала только, что повествование будет идти от лица ребенка.
Детская ли это книга? Нет. Ее просто обязаны прочитать все взрослые! Столько мудрых мыслей и советов о том, как общаться со своими детьми я еще не читала. И все это - в художественном романе, без морализма и назиданий.
Америка 30-х годов. Страна в глубоком экономическом кризисе. Маленький захолустный городок в южноамериканском штате Алабама. Беззаботная и сказочная пора детства.
Главная героиня, Глазастик, маленькая девочка, от лица которой и ведется повествование, рано потеряла мать. Ее и ее старшего брата Джима воспитывает отец, Аттикус Финч. Он адвокат, его семья на хорошем счету, они относятся к одной из самых уважаемых фамилий города, ведь уже "много лет живут на одном месте". Помогает Аттикусу кухарка-негритянка Кэлпурния и его родная сестра, тетя детей, миссис Александра.

Школа, как страшное и непонятное место, где детей ругают за то, что они пришли учиться, а сами уже умеют читать, детские шалости и игры, иногда безобидные, иногда опасные, отношения между членами семьи, в которой, признаюсь, мне бы очень хотелось жить самой... обо всем рассказывает ребенок, восьмилетняя девочка.
Образ Аттикуса внушает только восхищение, ведь так просто и удивительно мудро говорить со своими детьми желает, наверное, каждый родитель.
И хотя в книге главной интригой является отношения между белыми и черными, я читала с особым интересом о вечерах в семье Финчей и о них самих.
Дискриминация чернокожего населения - тема болезненная для Соединенных Штатов, и все, что я читала в "Убить пересмешника" я мысленно сравнивала со своей любимой книгой "Унесенные ветром". Те же осколки былого величия, веры в людей и умения постоять за свои идеалы - вот что я увидела в "Убить пересмешника". Настоящий джентльмен всегда ведет себя одинаково...
"Я хотел, чтобы ты кое-что в ней понял, хотел, чтобы ты увидел подлинное мужество, а не воображал, будто мужество - это когда у человека в руках ружье. Мужество - это когда ты заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело, и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь"
Выписала в свою литературную тетрадь немало цитат. Да-да, все-таки цитаты люблю выписывать, выводить ручкой на бумаге, так они лучше запоминаются, и потом так приятно перелистывать "свои"  мысли и впечатления.

8 комментариев:

  1. Эльвира Ульфатовна, обожаю "Унесённых ветром" :)))
    Читаю уже не первый отзыв об "Убить пересмешника".
    Ваш заинтересовал очень. Обязательно прочитаю книгу (чуть позже: в очереди уже 4 книги).
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Книга чудесная, прочитать надо обязательно! К тому же читается легко, но при этом заставляет думать. Например, о том, что и как говорить детям. Я больше всего на это внимание обращала :)

      Удалить
  2. Эльвира Ульфатовна, спасибо за отзыв. Он напомнил мне, что книга находится на стадии чтения))) (Читала, потом отвлекалась на жизнь, и забылось))) Отзыв не читаю. Пока не читаю.
    От себя добавлю: книга интересная. Мне очень нравится. И читается легко, и проблемы, о которых говорится, жизненные, хотя повествование идет об Америке 30-х годов. Одно обучение в школе чего стоит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса! Согласна с Вами! Буду ждать Ваш отзыв! :)

      Удалить
  3. Эльвира Ульфатовна, спасибо за отзыв. Если замечали, то у меня в блоге уже несколько месяцев "висит" эта книга... Но почему-то она у меня "не пошла", не знаю почему! Никак не соберусь с мыслями, чтобы все-таки ее "осилить". Вот, думаю, дочитаю "Анну Каренину" (люблю перечитывать книги), и снова возьмусь за роман Харпер Ли! Так что тоже будет отзыв!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Каждой книге свое время, я уже не раз в этом убеждалась. "Анну Каренину" перечитывала прошлой осенью, совсем по-другому на нее смотрела сейчас, чем в юности. Никак не решусь на отзыв...
      Буду ждать Вашего отзыва на "Убить пересмешника", всегда с интересом читаю мысли других людей, вдруг я что-то важное пропустила :)

      Удалить
  4. Читала эту книгу раза три, но очень давно. Надо будет перечитать - очень хорошая вещь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Мария! Книга детская, но читать ее надо всем взрослым. Вспомнить о том, как относится к миру ребенок...

      Удалить