понедельник, 12 октября 2015 г.

М. Зощенко. Рассказы разных лет

С Михаилом Зощенко я знакома по его детским рассказам о Леле и Миньке. Неоднозначные герои этих рассказов всегда вызывают у детей вопросы, возможность сравнить разные точки зрения, подумать о себе и своем поведении...
Рассказы для взрослых как-то в памяти не задержались, поэтому я решила восполнить пробелы.
Началось все, как ни странно, с книги "12 стульев" Ильфа и Петрова. Читать я ее не смогла. Как и в детстве. Помню, что и тогда, лет в 14, начала и бросила (хотя так я поступаю очень редко, если уж совсем невмоготу). И сейчас - то же самое... У каждого ведь свое восприятие, а мне "12 стульев" напомнили современный сериал про пермских парней "Реальные пацаны", коего хватило одной серии.

Такие же нелепые дурацкие ситуации, недалекие герои, пытающиеся разбогатеть, но при этом получающие постоянные оплеухи от жизни. Мелкие, пустые, малокультурные, глупые, с обывательскими идеями и нравами персонажи.
Я читала и думала - когда будет смешно? Где та лопата, после которой я буду смеяться? Смеяться над убогостью жизни и людей в описании Ильфа и Петрова я не смогла. Книгу бросила.
Кстати, когда читала, на ум еще приходили мои любимые "Мертвые души" и я сравнивала свои читательские впечатления - там тоже - убогость, и праздность, и обывательская философия - но как же интересно читать...

Так в итоге Зощенко попал мне в руки - я знала, что это сатирический писатель. Детские его рассказы очень люблю.
Тяжелая литературная судьба автора не оставляет равнодушным... Герой Первой мировой войны, кавалер многочисленных боевых орденов, после Февральской революции - начальник телеграфа, комендант Главного почтамта, после Октябрьской - пограничник, командир пулеметной команды, полковой адъютант, агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и куроводству, милиционер, конторщик, помощник бухгалтера, признанный классик русской литературы. Печататься начал с 1922 года, в 1946-53 гг был запрещен, подвергся критике и травле...
Внешний вид Михаила Зощенко К. Чуковский описывал так: «Маленький, оливково-смуглый, с офицерской выправкой, с высоко поднятой головой, с удивительно изящными маленькими руками и ногами»
Дворянин по рождению, Зощенко писал таким простым незамысловатым языком, виртуозно используя просторечия, что просто диву даешься, как ему это удавалось. Из его писем можно понять, почему он это делал: "Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали стишки о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные и даже страшные люди. И тут что-то такое страшно запущено". 

Пересказывать рассказы смысла нет. Надо читать! Михаил Зощенко создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.

 Читала и думала - как же смешно и страшно описывает Зощенко людей и реалии жизни людей в 20-30 годы. Удивительно смешно, но ... только на первый взгляд. Потому что говорит правду.

Интересно, как он описал бы наше время?

Комментариев нет:

Отправить комментарий