воскресенье, 17 января 2016 г.

Редьярд Киплинг "Маугли"

Есть книги, которые прочитаны в детстве, а в памяти остаются на всю жизнь. И каждый раз, когда эта книга попадает в руки, невозможно удержаться, чтобы не перечитать.
Вот этот сборник сказок я взяла в библиотеке... Взяла ради той сказки, которую много раз пыталась прочитать в детстве, несколько раз во взрослом возрасте и опять решила дать ей еще одну попытку. Я с удовольствием смотрела фильмы, я читала про нее огромное количество восторженных отзывов, у этой сказки миллионы поклонников во всем мире, но я не могу отнести себя к их числу никак :( Это сказки про Алису Льюсиа Кэррола. В общем, текст я опять не осилила и мучить себя в очередной раз бросила.
По совету Марины Москвиной, книгу которой я сейчас читаю, обязательно прочитаю сказку Кеннета Грэма "Ветер в ивах". Мне уже нравится название. Что-то волшебное, умиротворяющее, освежающее...

И хотя я давала себе слово не открывать "Маугли", ведь я о-бо-жа-ю эту сказку, я знаю чуть ли не дословно отрывки из нее, но... это нереально и невозможно - после перерыва раз в 500-сотый не перечитать любимую с детства сказку :)

 Как тут не привести слова Ирины Токмаковой из предисловия: "Когда я начинаю думать о "Маугли", то мне немедленно хочется перестать думать, а только читать и перечитывать".
Сказочная история о мальчике, воспитанном волками, полна вымысла, но она кажется такой достоверной.
В детстве я была уверенна, что всех волчат всегда воспитывают медведи, пантера - друг волчьей стае, тигры - самые презираемые животные, шакалы - одни из самых хитрых, подлых и трусливых животных. Это талант писателя - создать такими героев-зверей, что нам кажется, что именно так они чувствуют и думают.
Читая "Маугли", погружаешься в удивительный мир джунглей, которым правит Закон. Закон непреложный, строгий и справедливый. Все подчиняются ему. И всемогущий Хатхи, и всесильный Каа, и стремительная Багира, и опасная Волчица-мать, и мудрый волк-одиночка Акела. Животные, не подчиняющиеся Закону, находятся вне общества, их игнорируют и не уважают... Ведь отсутствие Закона порождает безнравственность. В джунглях все охотятся друг на друга, но при этом соблюдают главное правило - убивай не для развлечения, а для пропитания. Людям надо этому учится и учиться...
Поневоле задумаешься, откуда в человеке столько жестокости, почему некоторым из нас так нравится мучить других?
 На человеческую природу Киплинг смотрит глазами Маугли, и люди предстают перед нами далеко не в выгодном свете. Они трусливы, хвастливы, лживы и убивают за блестящие и бесполезные камни.
Как смешон и в то же время страшен образ Балдео, самого искусного охотника в деревне. Маугли едва сдерживает смех, слушая его чванливые и полные вымысла рассказы о собственных подвигах и привычках обитателей джунглей.
Люди в деревне, превратившиеся в разъяренную толпу, готовую избить и сжечь себе подобных (предполагаемых мать и отца Маугли), только потому, что они боятся и не понимают того, что происходит, верят первым же глупцам и фанатикам. Ничего ведь не изменилось с той поры, как была написана книга, хотя мы живем в XXI веке, людскими страхами все так же легко управлять...
И, конечно, моя самая любимая цитата из "Маугли":
"Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты. После него не бывает никаких придирок".
Разве это не справедливо? Не мудро?

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Вы не одна такая - я тоже не могу прочитать "Алису... А вот мультик мне не нравится - пыталась смотреть несколько раз, но... не получается. А среди серьёзных произведений точно так же не могу прочитать "Мастера и Маргариту". С чем связано - не знаю.
    А вот "Маугли" - любимейшее произведение, тоже могу цитировать самые понравившиеся моменты. Спасибо Вам за напоминание - нужно перечитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я тоже не люблю мультфильм, он мне так же непонятен, как и книга, а вот фильм Тима Бёртона (люблю фильмы этого режиссера), снятый в 2010 году, смотрела с большим удовольствием. Очень красивый, очень запоминающийся, с "сумасшедшинкой", настоящая "Алиса в Стране Чудес".
      "Мастера и Маргариту" обожаю, и так же для меня загадка, почему, только открыв ее в 8 или в 9 классе (как сейчас помню, я болела, а эту книгу надо было прочитать, вот мама и принесла мне ее из библиотеки), я просто "ушла" в нее с головой и влюбилась без памяти :) Почему? Не знаю... Столько поклонников у "Сто лет одиночества", а я еле дочитала. Все-таки у каждой книги свой читатель, точнее, у каждого читателя - свой автор.
      Зато детские книги в этом плане безошибочны. Дети не могут любить фальшь. Поэтому практически все, что я сама любила в детстве, с удовольствием читал и мой сын, и мои дети в школе...

      Удалить